Добавить в избранное
Вернер Херцог

Персоналии: Herzog Werner

Настоящее имя — Стипетич Вернер.

Немецкий режиссер. Родился 5 сентября 1942 г. в Мюнхене. Дет­ство провел в горной деревушке в Верхней Баварии. Жизнь среди ди­кой природы оказала сильное влия­ние на личность и мировосприятие Xерцог, наложив отпечаток на его твор­чество. После развода родителей Xерцог переехал с матерью в Мюнхен, где посещал гимназию, а с 1956 г. путе­шествовал по Югославии и Греции, работал сварщиком на металлообра­батывающем предприятии. Сдав в 1961 г. экзамены на аттестат зрелос­ти, он увлекается кинематографом, снимает в 1962 г. короткометраж­ную ленту "Геракл", а в следующем основывает собственную киноком­панию "Вернер Херцог Фильмпродукцион". В это же время в погоне за экзотикой он много путешеству­ет, посещает Мексику, Америку, что не мешает ему изучать историю, литературу и театроведение в Мюн­хене и Питтсбурге, публиковать статьи о кино в журнале "Фильм-студио", заниматься литературным трудом.

В 1964 г. его сценарий "Знак ог­ня" получает приз Карла Майера, а через два года Xерцог создает ленту "Бес­примерная защита твердыни немец­кого креста" (1966), своеобразный этюд к своему будущему дебюту в игровом кино "Знаки жизни" (1967, "Серебряный медведь" на МКФ в Берлине, 1968), который он снимает в Греции. Там же он создает коротко­метражный фильм "Последнее сло­во" (1968), отмеченный Главным призом в Оберхаузене.

В 1967-1968 гг. под различными псевдонимами Xерцог выигрывает три приза литературного конкурса Ба­варского радиовещания, премиро­ванным, среди прочих, оказывается и рассказ об основании утопическо­го государства в Гватемале, задуман­ный Xерцог еще во время его поездки в Мексику.

В 1968—1970 гг. во время пребы­вания в Сахаре он снимает фильм "Фата Моргана", показывающий картины времен заката цивилиза­ции и призывающий к доисторичес­кому единству человека и природы. Эта лента заслуженно принесла Xерцог репутацию "поэта камеры".

С фильмом "Агирра гнев божий", созданном в 1972 г. в Перу, Херцогу впервые удается попытка выхода к широкой публике благодаря учас­тию в картине международной ки­нозвезды Клауса Кински. Картина рассказывает об одном из самых за­гадочных и кровавых походов ис­панских конкистадоров в поисках таинственного Эльдорадо. В центре повествования — история мятежно­го офицера Лопе де Агирра, решив­шего единолично завладеть золотом инков и обрести власть над миром. Несмотря на документальную ос­нову, картина представляет собой красочную, завораживающую фан­тазию на тему бунта и одержимос­ти — магистральной темы творче­ства Xерцог, и здесь, в Клаусе Кински, он нашел идеального соратника для ее воплощения. "Агирра" — один из самых ярких антиколониальных фильмов в истории современного кино и один из самых впечатляю­щих в художественном отношении. В своей погоне за необычным Xерцог вы­бирает такие съемочные места, где подвергает себя и своих сотрудни­ков экстремальному риску. (Он сам называл свой способ делать филь­мы "атлетическим трудом".) Для своих фильмов, рассказывающих об аутсайдерах, изгоях и париях обще­ства, обреченных условиями своего существования на изоляцию и ги­бель, он часто приглашает дилетан­тов, экзотический имидж которых он использует для своих персонажей.

Фильм "И карлики начинали с малого" (1970) — парабола деформированного социального поведе­ния, в которой участвуют исключительно карлики. На примере бунта заключенных-карликов, задумавших освободить своего товарища, Xерцог показал, что любой анархический бунт, направленный против поряд­ка, несет в себе разрушение не толь­ко негативных, но и позитивных факторов реальности.

В фильме "Каждый за себя и бог против всех" (1974, спец. пр. жюри, пр. ФИПРЕССИ МКФ в Каннах, 1975) воссоздается переработанная история жизни легендарного най­деныша Каспара Хаузера, обнару­женного в 20-летнем возрасте после пожизненной изоляции в темном подвале в окрестностях Нюрнберга. Каспар, нетронутый влиянием ци­вилизации, олицетворяет человеч­ность в ее первозданном виде. Об­щество же предстает на экране как крайняя форма подавления личнос­ти, оно видит в нем чужака, недо­человека и приводит его к гибели. Именно непрофессиональная аутен­тичность исполнения Бруно С. (чер­норабочего и уличного музыканта, 20 лет проведшего в тюрьмах и псих­больницах) придала образу Каспара невероятную экспрессию, трагизм и особую социальную остроту.

Съемки ленты "Сердце из стекла" (1976) происходили в горах Верхней Баварии, где прошло детство Xерцог. Сюжет, найденный в баварском фольклоре и обработанный для экрана поэтом и режиссером Г. Ахтернбушем, близок по духу магическим балладам, которые так любили немецкие романтики. Безумный хозяин фабрики убивает красавицу Людмилу, чтобы использовать ее кровь для изготовления рубинового стекла. Постепенно его безумием заражается вся деревня, почти все население, которой гибнет в результате катастрофы на фабрике. Режиссер определял работу над картиной как экстремальную, т. к. все актеры снимались под гипнозом, который он рассматривал как "средство стилизации". Именно благодаря гипнозу создается атмосфера галлюцинации, коллективного помешательства, способствующая гибели общины. Так в стилистическом решении выразилась главная идея картины: человечество как под гипнозом неумолимо и завороженно движется к своей гибели. Та же мысль звучит и в картине "Носферату — призрак ночи" (1978), римейке классической ленты Мурнау "Носферату — симфония ужаса". Параллельно с этими двумя сказочными романтическими балладами Xерцог продолжает развивать свою вторую — социально-критическую тему, в фильме "Строшек" (1977) о человеке, который не может освоиться в окружающем мире. Фильм заимствует некоторые мотивы биографии Бруно С, вновь исполняющего главную роль. Эмиграция в Америку не спасает Строшека от непосильного гнета привычной действительности, попытка ассимиляции в американской действительности заканчивается полным крахом. Самоубийство героя завершает трагедию бесправного существования, раскрытую режиссером с реалистической достоверностью.


"Войцек", поставленный в 1978 г. с Клаусом Кински в главной роли, — экранизация пьесы Г. Бюхнера. Xерцог воссоздал фрагмент драмы с редкостной верностью первоисточнику.

В 1979 г. в Перу начинаются при­готовления Xерцог к фильму "Фицкарральдо" (1981; пр. МКФ в Каннах, 1982; пр. междунар. католического кинобюро (OCIC) на МКФ в Сан-Себастьяне, 1982), ставшему заклю­чительным аккордом фильмов о бунте и поражении. В период каучукого бума на рубеже столетия мечтатель и искатель приключений Брайн Суини Фицджеральд, про­званный местными жителями Фицкарральдо, мечтает освоить на ста­ром пароходе отдаленную планта­цию каучуковых деревьев в перуан­ских джунглях, чтобы, разбогатев, построить в городке на Амазонке оперный театр и приглашать на га­строли лучших артистов Старого Света. Экспедиция Фицкарральдо не удается, хотя и не совсем. Заключительный кадр зависает между мечтой и реальностью: с бортового граммофона приближающегося к городку белого парохода доносится прекрасная оперная ария в испол­нении Карузо.

В 1983 г. в Австралии Xерцог играет в фильме Пауля Кокса "Человек цве­тов" и вновь возвращается в своей картине "Там, где мечтают зеленые муравьи" (1984) к критике цивили­зации на примере австралийских аборигенов и экономической эксп­луатации американским урановым концерном.

В 1985 г. режиссер инсценирует в Болонье оперу Бузони "Доктор Фауст", в 1987 г. в Бейруте "Лоэнгрин", в 1991 г. в Катанье "Волшеб­ную флейту", в 1991 -1992 гг. сотруд­ничает во "Вьеннале" (Венский ки­нофестиваль).

А всего с 1962 г. он выпустил как продюсер, сценарист и режиссер больше 40 фильмов, опубликовал больше дюжины книг в прозе и ин­сценировал такое же число опер.

И. Кузьмина

Фильмография: "Геракл" (Herakles), 1962; "Игра в песках" (Spiel im Sand), 1964; "Беспримерная защита твердыни не­мецкого креста" (Die beispiellose Verteidi-gung der Festung Deutschkreuz), 1966; "Знаки жизни" (Lebenszeichen), 1967; "Последние слова" (LetzteWorte), "Меры против фанатиков" (Massnahmen gegen Fanatiker), оба — 1968; "Летающие врачи Восточной Африки" (Diefliegenden Arzte von Ostafrika), 1969; "И карлики на­чинали с малого" (Audi Zwerge haben klein angefangen), "Ограниченное будущее" (Behinderte Zukunft), оба — 1970; "Страна молчания и темноты" (Land des Schweigens und der Dunkelheit), 1971; "Агирра гнев божий" (Aquirre, der Zorn Gottes), 1972; "Великий экстаз резчика по дереву Штайнера" (Die grosse Ekstase des Bildschnitzers Steiner), "Каждый за себя и бог против всех" (Jeder fur sich und Gott ge­gen alle), оба — 1974; "Никто не хочет со мной играть" (Mit mirwill keinerspielen), "Сердце из стекла" (HerzausGlas), оба — 1976; "Строшек" (Stroszek), 1977; "Нос­ферату — призрак ночи" (Nosferatu — Phantom der Nacht), "Войцек" (Woyzeck), оба — 1978; "Вера и валюта" (Glaube und Wahrung), 1980; "Фицкарральдо" (Fitzcarraldo), 1981; "Там, где мечтают зеленые муравьи" (Wo die grunen Ameisen traumen), "Баллада о маленьком солдате" (Ballade vom kleinen Soldaten), "Гасхербрум — сверкающая гора" (Gasherbrum — Der leuchtende Berg), все— 1984; "Зеленая кобра" (Cobra Verde), 1987; "Пастухи солн­ца" (Wodaabe — Die Hirten der Sonne), 1989; "Эхо из мрачного царства" (Echos aus einem dusteren Reich), 1990; "Крик камня" (Sehrei aus Stein), 1991; "Лекции в темноте" (Lektionen im Finsternis), 1992; "Колокола из глубины" (Glocken aus der Tiefe), 1993; "Маленький Дитер хочет летать" (Little Dieter Needs to Fly), 1997; "Мой дорогой враг — Клаус Кински" (Mein liebster Feind — Klaus Kinski), 1999; "Непобедимый" (Invincible), 2000.

Библиография: Краснова Г. Кино ФРГ. М., 1987; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997; Плахов А. На краю. // Искусство кино. 1993/10; Пла­хов А. Вернер Херцог. Экологически чис­тый эксперимент на краю жизни. // Все­го 33: Звезды мировой кинорежиссуры. Винница, 1999; Nothnagel Klaus. Werner Herzog — Regisseur. // CineGraf. Munchen, 1985; Pflaum Hans Gunther. Bilder vom Zivilisationsstand: Werner Herzog. // Jorg-Dieter Kogel. Europaische Filmkunst. Regisseure im Portrat. Frankfurt, 1990; Ti­mothy Corrigan. The Films of Werner Her­zog. Between Mirage & History. New York, London, 1986; Emmanuel Carrere. Werner Herzog. Paris, 1982.



Источник: www.iaclub.ru
   
© 2007
создание сайтов
фирменный стиль, разработка фирменного стиля